Константинополь начал подготовку к предоставлению Украине томоса — разрешения иметь автокефальную церковь. При этом снята анафема с глав непризнанных в мире церквей, раскольников Филарета (УПЦ КП) и Макария (Украинская автокефальная православная церковь — УАПЦ).Фактически продолжается планомерное выдавливание УПЦ Московского патриархата из Украины. С 2014 года в стране захватывали приходы Московского патриархата, навешивали на него ярлыки. Теперь процесс получил мощную поддержку из-за рубежа.

После известий о снятии анафемы с Филарета и Макария Синод РПЦ разорвал дипломатические отношения с Вселенским патриархатом.

В то же время независимые украинские эксперты говорят: власть страны сделала всё, чтобы вспыхнул конфликт. Но людям в любом случае нужно искать компромисс и идти друг другу навстречу.

Украина — уже почти Сомалиленд

Представитель УПЦ МП архиепископ Нежинский и Прилуцкий Климент заявил, что православные церкви вместо того, чтобы просвещать и наставлять людей, занимаются выяснением принадлежности канонических территорий, которое в конце концов сводится к «отжиму» собственности. А Константинопольский патриархат, провозгласив Украину своей территорией, на самом деле озабочен «материальными последствиями».

Кроме этого, Климент назвал инициативу президента страны Петра Порошенкопередать Андреевскую церковь Вселенскому патриарху вопиющей.

В свою очередь политолог, директор института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник настаивает на том, что Верховной Раде срочно необходимо формировать законодательство, которое бы решило вопрос раздела церковных общин и имущества.

«Если произошел раскол 50% на 50%? А если 90% на 10%? То есть 10% общин не хотят переходить в украинскую автокефалию. Но в другие области приехали, условно говоря, люди из другого региона — те, которые у себя весь лес вырезали уже, — чтобы сказать: «Теперь мы община этой церкви, а церковь эта будет в нашей общине». Законодательного поля по защите всех верующих и предотвращению конфликта на религиозной почве нет. Поэтому конфликты неизбежны», — заявил политолог.

Он добавил, что политики и чиновники, манипулирующие этим хрупким вопросом, сами не понимают, кто такие верующие люди, и сравнивают их с собой — де-факто неверующими. Тогда как соцопросы отмечают: верующих украинцев в стране — 15%. И большинство из них, по словам эксперта, способны идти до конца в своих убеждениях: они не будут уступать, их нельзя заболтать, принудить к чему-то без насилия.

«Эта еще одна зона конфликта, которая делает нас слабее и приближает нас к ситуации Сомалиленда, которая выгодна нашим внешним оппонентам, которые таким образом готовят раздел Украины, как в свое время делили Польшу и другие страны», — считает Бортник.

Политолог призвал граждан не обращать внимания на политиков и внимательно прочесть пять пунктов решения Константинопольского патриархата. Потому что там указано, что Украине ни автокефалии, ни томоса не дали. Просто начался процесс подготовки к автокефалии, который может длиться неопределенное время.

Пока же всё, что признал Константинополь, — это право ставропигии. То есть теперь право собственности Константинопольского патриархата распространяется на всё имущество всех церквей на Украине: будь то УПЦ КП, УПЦ МП или Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

А снятие анафемы с Филарета (УПЦ КП) и Макария (УАПЦ) не имело никакого смысла, потому что УПЦ КП и так их не признавали. Но вместе с тем Константинополь, разрешая Филарету и Макарию называться священниками, как раз таки не признал УПЦ КП и УАПЦ в виде структур, религиозных организаций.

Фактически, утверждает Бортник, глав этих двух украинских церквей лишили самоприсвоенного сана патриархов.

«Это что за тайны такие?»

Архиепископ Климент напомнил важный пункт канонического права: церковь или представитель церкви, которые вошли в церковное общение с раскольниками, не придают раскольникам ни святости, ни признания, а сами присоединяются к расколу.

«Большинство поместных церквей — есть, например, отклики и Сербского патриархата, и антиохийской православной церкви — считают, что действия Константинопольской патриархии содержат все признаки раскольничества. Поэтому отношение к Константинополю сегодня уравнивается с отношением к Филарету, представителям УАПЦ и к другим непризнанным церковным юрисдикциям в Украине. Это точно такие же раскольники», — заявил архиепископ.

В связи с этим общение УПЦ МП с представителями Константинопольского патриархата невозможно, пока не будут исчерпаны все последствия, которые Константинополь принес своими действиями.

Ведь свое решение он обуславливает свободной интерпретацией событий 17 века (когда РПЦ получила в свою каноническую юрисдикцию территорию Украины) и последующих столетий. Мало того, этот взгляд на историю и каноническое право Константинополь ни с кем не оговаривает и не желает вести дискуссий. Зато в ультимативной форме заявляет о своем решении как об истине в последней инстанции. Тогда как все поместные церкви заявляют, что этот вопрос необходимо обсуждать в ходе православного совещания, чтобы сообща рассмотреть доводы Константинопольской патриархии, проанализировать их и узнать, насколько они обоснованны.

«Константинополь публикует решения, но не публикует никакого обоснования. А все дискуссии, которые он ведет по этому вопросу, — это кулуарные дискуссии. Никто за пределами Синода Константинопольской патриархии достоверно не может сказать, что там происходило. Поэтому православные игумены требуют раскрытия позиции Константинополя и ее обсуждения, потому что Евангелие гласит: «Кто ходит днем, тот не спотыкается», — поведал Климент.

Кроме того, двое экзархов из Константинополя пробыли в Украине месяц. Но вот с кем они встречались, с кем говорили, УПЦ МП точно неизвестно.

«Они встречались с президентом страны. А это выборная должность, его выбрали граждане Украины, которые хотят знать, о чем говорил он с так называемыми экзархами. Это что за тайны такие? Это было ночью? В кустах? Это совершенно неприемлемые методы для решения церковных вопросов», — недоумевает священнослужитель.

И пока Константинополь не отчитается, на каком основании он начал подготовку к предоставлению томоса Украине, никакой легитимности его действия не будут иметь ни для Украинской православной церкви, ни для большинства поместных православных церквей.

По сути, Константинополь сам породил на Украине источник нестабильности.

Ревизия превратит всё в хаос

Солидарен с представителем духовенства и Руслан Бортник. Он убежден, что всё, что делает Константинополь, — подчиняет ситуацию себе.

«Мы 700 лет были с ним, а 300 лет — с Москвой. И что, опять больше половины Украины будет с УПЦ МП, а остальная часть — с Константинополем? А где здесь поместная церковь? Я очень сомневаюсь, что Константинопольский патриархат даст возможность появиться новому патриарху в Украине. Скорее всего, речь идет об условной автономии или экзархии под контролем Константинополя», — сказал Бортник.

Ну а политики, подчеркнул он, будут пытаться продать украинцам это событие как получение томоса. Ведь времени у них очень мало — до выборов всего полгода.

Климент же добавил, что предсказуема реакция на изменение канонического статуса УПЦ МП со стороны Крыма и Донбасса: Константинополь перечеркивает возможности и надежды украинского государства вернуть эти земли, поскольку украинский восток категорически против изменения канонического статуса украинского православия.

В то же время есть опасность церковного раскола в противоположной части страны. Так, по словам Климента, часть Буковины, Одесской области и Закарпатья, граничащие с Румынией, долгое время ощущают «ненавязчивое» давление со стороны Румынской патриархии по отношению к канонической территории. А она не скрывает, что недовольна переделом территорий после Второй мировой войны, когда Румыния стала частью СССР.

Священник заявляет, что два румынских епископа совсем недавно были рукоположены румынским патриархом для окормления территорий Буковины. При этом Румыния просто ожидает удобного случая, чтобы прислать этих епископов на Украину как своих экзархов.

«И этот случай все ближе и ближе. Ведь этнические румыны Буковины имеют двойное гражданство. А Закарпатье присоединили к нашей православной церкви в результате политических процессов, далеких от Константинополя. Там есть этнические венгры, а Венгрия — это часть Сербской патриархии, и никогда закарпатцы не согласятся на автокефалию. Приходов УПЦ КП и УАПЦ там — всего несколько, а приходов УПЦ МП — несколько сотен. Даже не нужно быть стратегом, чтобы предположить, какая будет реакция местного населения на решение об изменении юрисдикции Украинской православной церкви», — предупредил Климент.

Параллельно с этими раскольническими процессами может развиться еще и конфликт с Польской православной церковью, которая имеет свою автокефалию, дарованную Константинополем: западные части Украины в свое время присоединили от Польши и ПРЦ к территориям УССР.

Получается, поступок Константинопольской патриархии несет в себе угрозу глобального раскола.

По словам Климента, многие другие церкви уже ощущают опасность для своих канонических территорий. А ведь поместные церкви формировали их в течение многих сложных исторических процессов, и, если начать проводить ревизию документов 300-1000-летней давности, начнется хаос.

популярный интернет