Далай-лама XIV призвал всех, кто хочет избавиться от негативных эмоций и страданий, не только сострадать другим, но и перестать цепляться за якобы независимо существующее «я», за «личность».

«Цепляние за «я», за «личность», якобы существующую независимо и объективно, вызывает и цепляние за «мое» (за то, что я считаю «моим»), привязанности», — заявил Далай-лама XIV в Риге во время духовных учений для буддистов из России и стран Балтии.

Отсюда, по его словам, рождаются пристрастия и эгоистические побуждения, которые умножают страдания в мире, гнев, зависть, страх. Цель же учения Будды – «устранить страдания всех живых существ».

«Я» как иллюзия

«Надо вырвать корень страдания – неведение – искаженное восприятие действительности. Независимо существующее «я» — это иллюзия, порождающая омрачения – негативные эмоции и привязанности. Будда открыл бессамостность и знание о взаимозависимости всех вещей и явлений. Это знание должно положить конец неведению. Все в мире зависимо от условий и пусто от самобытия», — заявил буддийский наставник.

В этом году в основу его рижских учений лег один из главных буддийских трактатов — Алмазная сутра (на санскрите «Ваджраччхедика», в буквальном переводе «Рассекающая как ваджра»). Эта сутра была записана в первых веках нашей эры и посвящена совершенству мудрости (праджняпарамите). Ее содержание связано с постижением пустоты и взаимозависимости всех явлений.

«Эта сутра отсекает цепляние за истинное существование явлений. Полностью устранить все омрачения можно, только осознав пустотность», — считает Далай-лама.

По его словам, все живые существа – лишь обозначения, не обладающие независимо существующим «я». Так же и все явления не обладают самостью. И сама пустотность – лишь обозначение. Таким образом, все существует лишь на относительном уровне.

У вещей и явлений нет никакой «истинной и объективной» сущности, считает Далай-лама. И это подтверждают, по его словам, данные современной науки, которая дробит каждый объект на все более мелкие частицы и вводит определяющее понятие наблюдателя. И нередко буддийский учитель проводит параллели с теорией Эйнштейна и квантовой физикой.

«Взаимозависимость» как данность

«Зависимость вещей и явлений друг от друга показывает нам, что они не обладают истинной природой. Но при этом понимание взаимозависимости избавляет нас от крайности нигилизма», — отметил лидер тибетского буддизма.

Он привел простой пример обусловленности. «Вот, я вижу вас, но на самом деле я вижу только ваше тело. Оно состоит из частей, а те, в свою очередь, тоже дробятся до бесконечности. Так, ладонь состоит из пальцев, пальцы — из фаланг, соединяющих их суставов, костей и так далее. Проводя такой анализ, мы не обнаружим ничего истинно и независимо существующего. То же самое относится и к сознанию. Оно складывается из отдельных моментов осознавания», — пояснил Далай-лама.

Взаимозависимости посвящено второе сочинение, на котором он сосредоточил внимание в ходе учений. Автор «Восхваления взаимозависимого происхождения» — Чже Цонкапа — известный буддийский мыслитель XIV-XVвеков. Он основал ведущую тибетскую школу Гелуг, главой которой является Далай-лама и последователи которой преобладают среди российских буддистов.

Учения Далай-ламы в рижском зале «Сконто» собрали около 4,5 тысяч верующих и интересующихся буддизмом, преимущественно из России. Организаторами учений выступают общество «Сохраним Тибет» (Рига), фонд «Сохраним Тибет» (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).

популярный интернет


Сейчас читают

Комментарии:

Популярное Видео