Фильм «Т-34», премьера которого изначально была запланирована на конец декабря, в первый день 2019 года получил рекордную кинокассу.

Сюрпризом для всех оказалось то, что «валовая касса» дня в итоге обозначилась суммой в 450 млн руб.– это рекорд за всю историю наблюдения в России, пишет Кинокадр.ру, при этом военный фильм про танкистов обеспечил себе четверть общего дохода – точно так же было с «Движением вверх» в прошлом году. К вечеру лидер проката собрал 115 млн руб., аналитики прогнозируют, что сборы ленты должны превысить 1 млрд руб.

На второй строчке – прошлогодний лидер проката «Полицейский с рублевки» – в обеих картинах главная роль отдана Александру Петрову, что заставляет подозревать, что актеров в России не так уж много? В фильме о Великой Отечественной войне Петров сыграл младшего лейтенанта Николая Ивушкина.

фильм "Т-34"(2019)|Фото: russia.tv

Если верить теории, что идеи носятся в воздухе и их нужно ловить, то можно как-то объяснить, почему в прошлом году (а релиз «Т-34» был именно в 2018 году) на темы Великой Отечественной, а именно – танков и побега из плена – вышло уже как минимум два громких фильма. Первый – про «автопробег» опытного образца танка «Т-34», который возглавлял конструктор Кошкин. Самым удивительным в сценарии было полное отсутствие «клюквы», рабочее название оказалось вообще шокирующим для либеральной публики – «Увидеть Сталина» (потом его заменили, конечно). Также зрители отмечали, что за долгое время впервые на экране сотрудник НКВД – положительный персонаж, жанр ленты «Танки» Кима Дружинина был определен как «дорожные приключения» и, несмотря на скромные сборы, лента войдет в историю, как одна из первых работ в постсоветской России, где создатели отказались от «чернушного» и «упаднического» взгляда на историю войны. Другая громкая премьера – картина про танк КВ-1 «Несокрушимый».

кадр из фильма "Несокрушимый(2018)|Фото: kg-portal.ru

Вторая тема – «побег из концлагеря» – в прошлом году была за Константином Хабенским, он снял тяжелый фильм про первый и единственный в истории успешный «переворот» в концлагере «Собибор» и побег, организованный советским пленным. История основана на реальных событиях, но в итоге получилась маловыдающаяся в череде подобных «холокостодрама», которую, тем не менее, выдвинули на соискание премии «Оскар». На выдвижении все и закончилось – «Собибор» не попал в шорт-лист зарубежных кинокритиков, да и у себя на родине не снискал большую любовь, собрав маленькую кассу.

«Т-34» объединил в себе обе темы – это история о побеге из концлагеря на танке «Т-34». Как и любой гибрид, релиз вызывал скептическое отношение, так как здесь уже «поднадоевшая» тема с танками и Петров, который должен был бы уже всем приесться (прошлый год начался с триумфальных сборов музыкальной драмеди «Лед», где он сыграл главную роль, продолжился бесконечным «Гоголем», который тоже был в его исполнении, закончился топовым «Полицейским с Рублевки» (ну, вы догадываетесь, кто там главный герой). Но почему-то Петров совершенно не надоел, в итоге фильм оказался гораздо более удачным, чем можно было предположить.

Несмотря на то, что по старой русской «традиции» 1 января – это дубль два Нового года, когда семьи с друзьями снова садятся за стол и продолжают доедать «прошлогодние» салаты, в кино даже вечером на «Т-34» собирались «теплые компании», которым, казалось бы, абсолютно все равно, что смотреть. Но с первых же кадров взрослые подвыпившие хохмачи и маленькие дети, которых брали с собой родители в большом количестве, несмотря на возрастные ограничения, одновременно замирали – лента погружает в историю с первых минут. Николай Ивушкин во время защиты Москвы в 1941 году едет в распоряжение местного штаба в деревне Нефедовке, спасаясь на грузовичке от немецев. Рота разбита, командир, узнав, что Ивушкин только что из училища и может возглавить экипаж единственного оставшегося танка, говорит ему: «Да я ж тебя, как Сталина, ждал!»

фильм "Т-34"(2019)|Фото: film.ru

Интересный момент, отмеченный критиками – абсолютное отсутствие поиска дополнительной мотивации для героев. То есть нам не показывают душещипательные истории из детства Ивушкина, которые затем повлияют на его несгибаемый характер, не объясняют, что вот Степан Василенок (Виктор Добронравов) воюет, например, «за Машу», «за мыло» или просто «за землю», хотя по сюжету он белорусский крестьянин, а Волчок (Антон Богданов) не сражается «за лес» – он, как станет известно, родом из таежных районов. Авторы мягко обходят эту тему, оставляя многое между строк, например, один из бойцов пехоты, стреляя по немцам, кричит: «Пламенный привет от амурского комсомола!», а Василенок в ответ на похвалу капитана чеканит традиционное «Служу трудовому народу», но в остальном вопросы идеологии и мотивации остаются без лишних комментариев.

Редактор портала «На Линии» Виктор Мараховский отмечает в своем «докладе о кинематографе»:

«Новый художественный фильм «Т-34» вообще никак не освещает сложный внутренний мир и неоднозначный выбор маленьких людей, попавших в жернова мировой бойни. По одной простой причине. Никакой чортовой неоднозначности в выборе героев Великой Отечественной не было. И внутренний мир — которым они все, несомненно, обладали — на вопрос «на вашу страну напал сильный и безжалостный враг, что вы будете делать?» выдавал ровно один правильный ответ. Он же естественный для здоровой человеческой души. Все прочие варианты ответа — заслуженно проходили по разряду патологий и использовались в художественных произведениях только для того, чтобы оттенить красоту здоровых душ. Не вина героев войны в том, что спустя несколько десятилетий творческое сословие спасенной Родины заболело на голову и начало прицельно копаться именно в патологиях. Зато несомненным признаком выздоровления отечественного киностроения следует считать то, что оно решилось наконец соорудить за много денег зрелище, лишенное малейших намеков на неоднозначность».

«Зрелище» – действительно, слово, весьма подходящее для этого фильма о танках. Сегодня первая обязанность кино – развлекать, с этой функцией российский кинодел до недавнего времени справлялся плохо, а когда начал справляться, забыл о том, что зрители хотят развлечений, но чувствуют себя обманутыми, если, развлекаясь, ничему не научились, то есть не получили ничего, кроме спецэффектов. «Т-34» учитывает обе базовые потребности зрителя, и именно этим можно объяснить его успешность.

Режиссер Алексей Сидоров (он же выступил в роли сценариста) создал удивительно аутентичный характер советского солдата на примере Ивушкина, который немцами был признан как «непригодный» из-за своей несговорчевости и неспособности сотрудничать с врагом. Абсолютно оправдался очень смелый подход в подборе актеров – «реальный пацан», «полицейский с рублевки» и «Иван Будько из Сватов в молодости» в одном танке против фрицев оказались очень гармоничной командой. К удивлению многих, звезды комедийных ТВ-сериалов способны на гораздо большее, если в российском шоу-бизнесе появляется «нечто большее», а это редкость.

В фильме есть множество очень сильных эпизодов и символических моментов. Например, во время первого танкового боя в уже опустевшей подмосковной деревне, удар по нашим позициям наносится «через образование» – немецкий танк въезжает в школу, и классики литературы взирают на трагедию с немым укором со стен, на доске красивым почерком написаны темы для сочинений «Моя родина», «Моя деревня», танк сминает парты. «Удар будет через Ильича» – пушка проходит рядом с портретом Ленина, чтобы сделать контрольный залп. Кольцевая композиция – финальная битва будет происходить в эвакуированном немецком городке.

Фильм не основан на реальных событиях, как «Собибор», поэтому не стоит искать логику в каких-то нюансах или фактические подтверждения – были ли такие «пробные бои», которые устроили немцы в этом фильме, или нет. Возможно ли сбежать из лагеря смерти на танке и каким образом фрицы не заметили боевые заряды, обеспечившие команде красноармейцев побег? В конце концов, основная часть происходит в 1944 году, дни Германии уже сочтены – вполне могли и «проворонить»? «Т-34» – это крепкий жанровый фильм, исполненный с виртуозностью и куражом, он отдает дань советским комедиям про войну, при этом работает по современным правилам создания кассового кино – тем и берет. Красивая любовная линия, непримиримый антагонист «перевертыш» с именем Клаус (оберст Ягер – тезка главному герою Николаю), «дуновение смерти», история дружбы и удачные съемки природы – неудивительно, что фильм смог удержать внимание у первоянварской «шальной» публики. Интересно, как сложится судьба у ленты в остальные дни проката.

Сейчас читают

Архивы