Героизация фашистских коллаборационистов — уже даже не тенденция, а объективная реальность в странах Балтии и на Украине. Россия и на государственном, и на низовом, народном уровне всё это осуждает. На аргументы же украинских националистов из серии: «Что вы в нас тычете Бандерой, когда у вас есть Власов?» ответ один: «Власов для российского государства — осуждённый преступник, а Бандера для украинского — герой». Поэтому сравнивать здесь в целом нечего. И, однако же, существуют нехорошие тенденции, которые не являются магистральной линией, но всё же не столь незначительны, чтобы от них просто отмахнуться.

Без права на реабилитацию

Лишь осенью 1944 года, когда советские войска уже били нацистов в пух и прах, рейсхфюрер СС Гиммлер дает добро на создание двух дивизий РОА, которые бросают сначала на Одерский плацдарм, а затем – в Чехословакию. Там, в мае 1945, они были разбиты, и чтобы спастись попытались перейти к американцам. Власовцам нужна была страховка от выдачи Советскому Союзу, поэтому 1-я власовская дивизия вооруженных сил Комитета освобождения народов России (КОНР), она же 600-я пехотная дивизия вермахта, приняла участие в пражском восстании. За это 1 мая 2020 года в Праге этому подразделению был поставлен памятник с цитатой еще одного известного предателя Александра Солженицына: «Все ли чехи разобрались потом, какие русские спасли им город?». Главный лжец всея Руси Солженицын совсем не тонко намекал, что столицу Чехословакии освободили власовцы, а не войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева, что не имеет никакого отношения к действительности. Кстати, памятник Коневу «благодарные» чехи снесли. Почему произведения писателя с такими вот идеями включено в школьную программу Российской Федерации – это вопрос номер один касательно нехороших тенденций.

Итак, командование 1-го Украинского фронта поручило начальнику отдела контрразведки СМЕРШ 162-й танковой бригады 25-го танкового корпуса майору Пахому Виноградову и командиру мотострелкового батальона той же бригады капитану Михаилу Якушову изловить власовских главарей, не дав им перебежать к американцам. 12 мая они смогли перехватить автоколонну. В одной из машин оказался генерал Власов. 1 августа 1946 года его и еще 11 предателей казнили через повешенье. В начале 2000-х созданная экс-заведующим отделом пропаганды ЦК КПСС и «прорабом перестройки» Александром Яковлевым комиссия требовала реабилитировать власовцев, но Военная коллегия Верховного суда России на это не пошла. Таким образом, на сегодняшний день Андрей Власов в РФ является нереабилитированным военным преступником.

Нерешенный вопрос… или, наоборот, решенный?

Часть власовцев таки смогла перебраться в США, но находилась там на нелегальном положении. Многих депортировали в СССР. Против этой депортации выступал белый генерал Антон Деникин, которого сегодня многие восхваляют за то, что он отказался служить Гитлеру (правда, не отказался служить ЦРУ). Деникин даже писал письмо Эйзенхауэру с просьбой пощадить власовцев и не выдавать их советской стороне. 1950-м году тогда еще сенатор Джон Кеннеди протащил закон, позволивший русским коллаборационистам легализоваться в Штатах. В 1967 году по инициативе членов КОНР в 30 километрах от Нью-Йорка на территории женского монастыря РПЦЗ «Ново-Дивеево» установили памятник Власову. Его освящал митрополит РПЦЗ Филарет.

Несколько лет назад председатель Патриаршего совета по культуре митрополит РПЦ Тихон Шевкунов заявил следующее:

«…предполагалось, что рано или поздно такая дискуссия (о Власове – прим. ред.) возникнет. Ведь часть людей, составляющих ныне Зарубежную церковь, — потомки солдат и офицеров власовской армии. Когда в процессе подготовки к воссоединению с РПЦЗ мы проводили наши собеседования, было принято молчаливое соглашение этот вопрос не поднимать. Слишком по-разному мы на него смотрели. Ведь речь шла порой ни больше ни меньше как о наших отцах и дедах, сражавшихся по разные стороны фронта…».

Таким образом несколько странным видится воссоединение РПЦ с РПЦЗ (потомками солдат и офицеров власовской армии) без решения вопроса о самом Власове. И такое недальновидное решение не могло не аукнуться. В 2005 году церковный историк, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов назвал празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне «победобесием», т.е. также как наш главный праздник называют украинские бандеровцы. Затем, в 2008 году он выпустил книгу «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике». Автор утверждает, что бойцы Красной армии – «холопы Сталина», служившие режиму, «который уничтожал Россию», а Власов «спас русский народ от презрения и позора». Прямо как Шарль де Голль, который спас от позора французский народ. Правда в случае де Голля все наоборот – он после сдачи Франции Гитлеру без особого сопротивления и создания марионеточного коллаборационистского правительства в Виши как раз собирал французов для борьбы с фашизмом, а не для службы ему.

Вопрос номер два – почему соответствующие правоохранительные органы России не отреагировали на апологетику военного преступника? Вопрос номер три – почему после выхода данной книги гражданин Митрофанов остался преподавателем академии РПЦ и ее протоиереем?

Не надо пиарить Власова «слишком радикально»

Прошло совсем немного времени после той публикации, как в 2009 году Архиерейский Синод РПЦЗ на своем официальном сайте поддержал протоиерея РПЦ Митрофанова, назвав Власова «символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России».

«Все, что было ими (власовцами – прим. ред.) предпринято — делалось именно для Отечества, а сам автор книги считает Власова фигурой неоднозначной и полной трагизма», — написали на сайте Синода.

В руководстве РПЦ на это отреагировали вяло – из серии «у нас другое мнение, мы осуждаем», но не более того и без каких-либо последствий. Более-менее внятно высказался лишь на тот момент профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который в своем блоге в ЖЖ назвал заявление Синода РПЦЗ «слишком радикальным обелением тех мундиров, которые меняли на себе Власов и его сподвижники». В каком смысле «слишком радикальным»? В смысле обелять можно, но не так яростно, поскольку прихожане в России не поймут?

Также Кураев добавил, что среди эмиграции можно было бы найти людей, «которые совмещали в себе последовательное неприятие большевизма с чистой и нравственной позицией, исключающей перебегание из одного воюющего стана в другой». То есть, безнравственность Власова заключается не в его службе фашизму, а в «перебегании». Если бы он служил Гитлеру верой и правдой изначально, как часть «белой» эмиграции, то вопросов бы к нему не было. Такая позиция характерна для многих поклонников фашизма в современной России. Да, они в относительном подполье и, слава Богу, государство пока не контролируют, но они есть и имеют определенное влияние. Власов, по их мнению, с червоточиной, поскольку сначала был офицером «большевицкой» армии. Куда лучше те же Бискупский или Туркул. Немного сбивает с толку, что эта публика в основном не любит и Гитлера. Но здесь все просто – Гитлер напал на Россию. Если бы он делал все то же, что и делал, но без войны с Россией, был бы героем. Так они просто обожают формально сохранившего нейтралитет, а на самом деле всячески помогавшему гитлеровцам, Франсиско Франко. Каудильо – их эталон, идеальный борец с «красной заразой».

После того, как Кураев в интервью процитировал письмо синода РПЦЗ отцу Георгию Митрофанову, где сказано: «Мы знали многих лично, мы живем в среде верных потомков Белого движения и армии Власова», возникает вопрос номер четыре – почему в тот же момент руководство РПЦ не поставило перед зарубежной церковью ультиматум? Или верные потомки армии Власова, или современная Россия – правопреемник СССР (в том числе в виде постоянного членства в созданном после победы над Гитлером в Совбезе ООН), а Победа – наша Красная Пасха. Одновременно и то, и другое быть не может. Ведь сам Патриарх Кирилл в 2021 году назвал День Победы праздником победы над смертью и разрушением (по сути Пасхой) и главным национальным праздником всех россиян. Да что там, он каждый год по этому поводу говорит примерно одно и то же. Но при этом власовский апологет протоиерей Митрофанов не просто продолжает служить и преподавать, а в мае 2015 года удостоен тем самым Патриархом права ношения митры, которая была вручена тому ректором Санкт-Петербургской православной Духовной академии архиепископом Петергофским Амвросием. Пятый вопрос – как так получилось?

Белые рыцари фашизма

Еще один немаловажный момент, связанный с ползучим подпольным обелением фашистского приспешника Власова, — трудно объяснимый феномен популяризации в России философа Ивана Ильина, которого цитируют даже высшие государственные чины. Трудно объяснимый потому, что Победа над фашизмом вроде бы главный национальный праздник, а Ильин… отправленный за границу на т.н. философском пароходе, стал идеологом Российского общевоинского союза (РОВС) Петра Врангеля. Само по себе это было бы еще ничего, но в 1925-26 гг. Ильин пишет «Письма о фашизме», в которых восхищается как самим итальянским фашизмом, так и его вождем – Бенито Муссолини. А в 1928 году из-под пера философа выходит статья «О русском фашизме», где идеолог эмигрантского белого движения прямо сравнивает его с фашизмом:

«…Белое рыцарственное движение впервые появилось в 1917 году в России, а затем распространилось по миру, как ответ на угрозу коммунистических революций. Фашизм является итальянской светской вариацией белого движения. Русское белое движение более совершенно, чем фашизм, благодаря религиозной составляющей».

В 1933 году в статье «Национал-социализм. Новый дух» Ильин выдает следующее:

«Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию — европейской культуре дается отсрочка».

Или такое:

«…фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».

Если в 20-е годы Ильин называет фашизм светским вариантом белого движения, то в 30-е он уже прямо сравнивает двух своих кумиров – Муссолини и Врангеля:

«Дух национал-социализма не сводится к «расизму». Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать путей к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи — неумно и неблагородно. И разве не клеветали на белое движение? Разве не обвиняли его в «погромах»? Разве не клеветали на Муссолини? И что же, разве Врангель и Муссолини стали от этого меньше?»

Тут что называется, приплыли. Это не продукт советского агитпропа, а программный текст главного идейного вдохновителя врангелевского РОВС и любимого сегодня многими «патриотического» философа. В том смысле слова «патриотизм», в котором его понимают бандеровцы на Украине. Может философ в эмиграции сошел с ума и начал огульно обвинять в фашизме истинных «патриотов» России? Нам же сейчас тоже рассказывают, что Бандера и Шухевич были большими «патриотами» Украины, а не гитлеровскими прислужниками. Но нет, ум Ильина был остер как никогда. Добровольцы РОВС воюют в Испании на стороне фашистов Франко, а осенью 1941 создают Отдельный Русский Корпус (ОРК), который в январе 1943 года приводят к присяге Гитлеру:

«Клянусь свято перед Богом, что я в борьбе против большевиков – врагов моего Отечества, буду оказывать Верховному вождю Германии, Адольфу Гитлеру, безусловное послушание и буду готов, как храбрый воин, во всякое время пожертвовать мою жизнь за эту присягу».

Фашисты, которые дискредитировали фашизм, и те, которые не дискредитировали

Типичные бандеровцы, никаких отличий вообще. В начале 1944 года, примерно тогда, когда проигрывающие войну нацисты начинают активно использовать УПА на Украине, ОРК, который возглавил бывший врангелевский генерал Штейфон, бросают на борьбу с югославскими партизанами Иосифа Броз Тито. Спрашивается, при чем здесь Власов. А при том, что к сентябрю 1944 ОРК вливается в состав власовской РОА, а 29 января 1945 года корпус генерала Штейфона официально становится частью войск КОНР. Бывшие врангелевцы надевают на себя форму вермахта и нашивают соответствующие эмблемы. Русский корпус передается в ведение бывшего дроздовского генерала Туркула, а представитель КОНР в Австрии генерал Крейтер передает Власову вывезенные Врангелем из России драгоценности. К весне 1945 года две трети власовских генералов, треть полковников и подполковников были выходцами из Белых армий (дроздовцы, марковцы, корниловцы, алексеевцы и конечно врангелевцы из РОВС).

Философ Иван Ильин – идеолог РОВС, боевое крыло которой соединилось с власовцами. И вот очередной вопрос, почему на сайте «Богослов.ру» автор пытается доказать, что Ильин никогда не был фашистом (хотя сам философ утверждал обратное), он, дескать, просто ошибся, а после войны даже стал чуть ли антифашистом? Это очень странно, ведь Иван Ильин уже после Нюрнбергского трибунала писал следующее:

«Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ. Эти поиски могли быть удачны и неудачны: разрешать такие проблемы трудно, и первые попытки могли и не иметь успеха. Но встретить волну социалистического психоза — социальными и, следовательно, противо-социалистическими мерами — было необходимо».

И где здесь отказ от своих старых идей? Но на самом деле автор как бы православного сайта не сильно и пытается что-то доказать. Он вслед за логикой философа Ильина говорит, что «пороки и преступления фашистов погубили всё «хорошее» и навсегда дискредитировали как сущность, так и само именование фашизма». То есть, сам по себе фашизм замечательный, просто фашисты оказались преступниками. Но даже эти преступники не так уж и плохи на вкус автора «Богослов.ру», поскольку «разве в 1920-е и 1930-е годы во многих европейских государствах, переживших политические катаклизмы, «правые» диктатуры не оказались меньшим злом, чем приход к власти коммунистов на фоне кризиса демократических институтов?».

Еще раз, в современной России, в отличие от Украины, фашизма нет. Это буржуазно-демократическое государство, главный праздник для которого – День Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Наличие в РФ некоторого количества почитателей повешенного за свои военные преступления гитлеровского холуя Власова и так или иначе связанных с ним деятелей белого движения тоже ни о чем особенном не говорит. Такие есть всегда. Нехорошая тенденция проявляется в другом, а именно в том, что ни государство в лице правоохранительных органов, ни православная церковь как главная сегодня морально-нравственная единица в стране не только не обращают внимание на обосновавшихся в своих рядах власовцев, но и не реагируют, когда кто-то на таковых прямо указывает. Когда под боком есть жуткий пример Украины, такие тенденции стоит осмыслить прежде, чем они из тенденций превратятся в реальную политику.

Сейчас читают

Поддержать проект
Архивы