«Союзмультфильм» готовится создать мультсериал «Приключения Чиполлино», основанный на одноименном советском мультфильме 1961-го года и на знаменитой книге итальянского писателя – коммуниста Джанни Родари.

Идея прекрасная, но каким будет воплощение? Это вызывает некоторую обеспокоенность. Дело в том, что когда мы делали фильм «Последний звонок», то с удивлением узнали, что из текста «Чиполлино» изымается классовая составляющая – как из самих книг Джанни Родари, так и из выдержек, которые публиковались в учебниках. Нам учителя на это жаловались. Поэтому будет очень интересно посмотреть, как удастся «Союзмультфильму» разрешить это противоречие.

К сожалению, современная отечественная мультипликация не балует примерами удачной работы с классиками, зачастую они визуально и по содержанию являются убогими попытками подражать западным образцам. Новому мультфильму придется соперничать с известным советским мультфильмом, музыку к которому писал сам Хачатурян.

Чиполлино, мультфильм "Приключение Чиполлино" Джанни Родари, 1961 год, Союзмультфильм(2019)|Фото: кадр из мультфильма

Многие в России давно обратили внимание, что два самых актуальных писателя сегодня – это Джанни Родари и Николай Носов, потому что все, что и у того, и у другого описывается, сегодня нас окружает в повседневной реальности. Поэтому интересно, как создатели мультфильма будут пытаться обойти суть сказки – ведь как представить синьора Помидора или принца Лимона так, чтобы в них не угадывались существующие сегодня реально «сеньоры помидоры» и «принцы лимоны»?

Но я не хотел бы заранее желать неуспеха этому проекту. Задача непростая. Провалиться легко, удостоиться какой-нибудь уничижительной критики легко, а вот что-нибудь серьезное сделать на фоне всего, что происходит, – сложно.

Джанни Родари, писатель(2019)|Фото:

Родари – замечательный детский писатель, который, как и любой коммунистический автор, работающий для детей, проповедовал вечные идеалы добра, справедливости, честности, равенства. Но в то же время он с самого начала объяснял детям, как и многие другие авторы, что за справедливость приходится бороться, она не дается просто так. Поэтому трудно представить что-нибудь более актуальное и злободневное сегодня, дети это видят с младенчества. Как вступают в жизнь – так и видят все, что мы обсуждаем сейчас.

Кто бы мог подумать, что сюжеты Джанни Родари войдут в нашу жизнь и станут настолько актуальными. Ведь когда советские дети знакомились с этими сюжетами, они казались им все-таки чем-то отвлеченным. Ну не было перед глазами никаких злобных эксплуататоров, никаких графов, сыщиков, взимателей налогов «за воздух» или «за снег» – ничего этого не было. А вот внукам и детям этого последнего советского поколения пришлось уже полностью погрузиться в «мир Чиполлино». Поэтому создателям мультфильма нужно понимать, что Джанни Родари – это социальная сатира.

Сегодня все наши фигляры, все скоморохи шутят по абстрактным поводам. Они сути происходящего не касаются и потому ничем не рискуют. По большому счету, исчез такой жанр, как политическая сатира. Потому что все эти шуты и юмористы находятся на содержании того самого класса, который они и должны бы высмеивать. Сегодня мало желающих кусать руку кормящего. Никто из них не указывает на корень проблемы, на суть происходящего, не бьет в цель – это все «хлопушки», в отличие от Джанни Родари, у которого гораздо короче произведения, но они попадают прямо в мишень. Каждый понимает, что за, казалось бы, детскими кукольными сюжетами скрывается вполне серьезное содержание и беспощадная критика установившихся порядков.

Вспомнить хотя бы его стихотворение «Чем пахнут ремесла», из него все совершенно ясно и для ребенка. Там прямо говорится:

«Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!»

Поэтому нам долго еще, видимо, ждать настоящей социально ответственной сатиры, а мультипликаторам можно пожелать только успехов. Надеюсь, что-нибудь у них получится, и это не будет издевательством над памятью о любимом писателе советских детей.

Сейчас читают

Архивы