17.04.2020 года Госдума приняла во втором чтении, законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

СМИ вышли с заголовками: «За доходами россиян решили следить», после того, как в Госдуме, заместитель руководителя ФНС — Виталий Колесников сославшись на ситуацию с коронавирусом, отметил, что «Жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы, что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства. Соответственно, мы не понимаем, какой среднедушевой доход семьи, как оказывать адресные меры социальной поддержки, чем мы сейчас пытаемся заниматься». Однако, после изучения данного законопроекта, можно сделать вывод о том, что напрямую он таких возможностей не предоставляет.

Как сообщают СМИ, единый регистр может вступить в силу уже с 1 января 2022 года. Его держателем станет Федеральная налоговая служба. Глава комитета по информполитике, депутат Александр Хинштейн, заявил, что эта инициатива является «первым шагом к цифровизации» российского общества. «В условиях коронавирусной инфекции очевидно, что нам такого закона не хватает». Проект предусматривает «впервые в нашей стране создание единого ресурса на основе более 500 млн записей актов гражданского состояния населения» — пояснял Хинштейн.

Законопроект разрабатывался в рамках «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Костяк регистра составят записи актов гражданского состояния начиная с 1926 года.

В самом проекте указано, что разрабатываемый Федеральный закон устанавливает правовые основы формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации.

Федеральный регистр сведений о населении представляет собой совокупность сведений о населении Российской Федерации, сформированных в соответствии с настоящим Федеральным законом на основе сведений о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые содержатся в  государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами.

Целями формирования и ведения регистра являются:

1)  совершенствования предоставления государственных  и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, в том числе в электронной форме;
2)  реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3)  обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, содержащих сведения о населении Российской Федерации, и обеспечения возможности выявления изменений содержащихся в них сведений о  населении Российской Федерации путем приведения указанных сведений в соответствие со сведениями, содержащимися в  федеральном регистре сведений о населении;
4)  официального статистического учета населения;
5)  реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Российской Федерации, полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также полномочий органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
6)  составления и реализации государственных и  муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в иных целях государственного и  муниципального управления;
7)  осуществления полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
8)  совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Информация из регистра, для реализации целей, указанных в пунктах 2, 4, 5 и 6 предоставляется обезличенной.

Всего предусматривается около 30 видов сведений о гражданине. Кроме записи основных сведений о физическом лице (Ф.И,О. дата рождения, пол, паспорт), будут содержаться сведения о регистрационном учетё, сведения документа об образовании, постановке на воинский учет, о регистрации в качестве ИП, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, регистрация в системах ОМС, соцстраха и пенсионной системе, сведения о решении по вопросам предоставления гражданства для иностранных граждан и об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о выходе из гражданства этого государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в  иностранном государстве. Отдельно стоит отметить пункт «н» — учетная запись физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и  аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в  электронной форме» — это электронная подпись граждан. В пункте «о»  предусмотрены записи федерального регистра сведений о населении, о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Сведения об одном физическом лице, включаемые в федеральный регистр сведений о населении, образуют одну запись федерального регистра сведений о населении. Запись федерального регистра сведений о  населении в федеральном регистре сведений о населении идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. Таким образом, каждый проживающий гражданин и иностранец, на территории РФ, будет оцифрован.

В проекте закона прописано, что в целях обеспечения безопасности государства, в федеральном регистре сведений о населении предусматривается формирование и ведение обособленного учета сведений. То есть, на федеральных судей, и других лиц обеспеченных госзащитой, будет вестись отдельный регистр. 

Сведения из регистра предоставляются: федеральным органам власти, органам власти субъектов РФ, органам управления государственными внебюджетными фондами, многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, избирательным комиссиям, нотариусам, непосредственно физическому лицу или его законному представителю в части сведений, составленных в отношении данного лица. Сведения о  детях, не достигших совершеннолетия, не предоставляются родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав.

Сведения могут быть предоставлены по запросам суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов принудительного исполнения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Со дня официального опубликования закона и до 31 декабря 2025 года устанавливается переходный период формирования и ведения федерального регистра сведений о населении и использования содержащихся в нем сведений. Это видимо связано с тем, что единой системы межведомственного электронного взаимодействия, по которой должна передаваться информации о гражданах от ведомств в регистр, пока нет и вероятно передача информации будет осуществляться другими средствами.

Как можно судить по тексту законопроекта, он не предусматривает сбора информации о доходах граждан. Из чего можно сделать вывод о том, что Колесников предполагает лишь в рамках своего ведомства сводить информацию о родстве граждан из регистра, с данными ФНС о доходах, для определения среднедушевого дохода российской семьи. 

Аналогичные регистры, сконцентрировавшие информацию на граждан из различных ведомств, давно существуют на западе. К примеру, почти те же данные на граждан собирает налоговая служба Швеции. Поэтому то, что у нас решили вести такой обобщённый учет, удивительного мало.

Сейчас читают

Поддержать проект
Архивы