Президент «Центра системного анализа и прогнозирования» Ростислав Ищенко принял участие в съёмках очередного выпуска передачи «Право голоса» на телеканале ТВЦ. Основной темой передачи было решение Европейского вещательного союза провести «Евровидение-2017» всё-таки в Киеве. Ниже приводим слова Ростислава Ищенко.

Ростислав Ищенко«Культура, она эмоциональна. То есть, без эмоций культуру не создают. А я человек прозаический всё-таки всегда политикой занимался, она прагматична. Поэтому, я бы даже сказал, где-то бескультурный.

Теперь, что касается политики и культуры. На самом деле, культура предполагает, что её продают и покупают. То есть, а когда возникла культура? Когда возникли наскальные росписи? Тогда, когда человека, который рисовал там мамонтов, общество смогло освободить от походов на охоту. И затем, государство или элита, что в принципе одно и то же, всегда культуру финансировали. Потому что творец должен получить свободное время на своё творчество. Он не должен заниматься прозой жизни. Поэтому культура и политика всегда связаны. Леонардо да Винчи, которому платил то герцог миланский, то король французский, не мог рисовать только то, что он хочет. Он выполнял заказ. Неважно, какой это был заказ, совсем уж культурный или частично даже политический. Таким образом, культура и политика, они всегда взаимосвязаны, их невозможно разорвать. Проблема украинской культуры связана не с тем, что украинская культура политизирована, здесь дело в другом.

Когда мы говорим о культуре, мы должны понимать, на какой рынок эта культура ориентирована. Если культура ориентирована на украинский рынок, или даже на польский, то у неё и будут вот эти 30-35 млн потребителей в лучшем случае, которым эту культуру можно продать. Когда культура вырывается на рынок российский, она автоматически вырывается на рынок мировой. Потому что, как бы мы не относились к российскому государству, но он является мировым фактором. Поэтому с ним ведут переговоры, ведут войны и Соединенные Штаты, и Европейский союз. Но оно является фактором мировой политики. И, соответственно, фактором мировой культуры. Поэтому вы получаете, прорвавшись на российский рынок не только 140 млн российских потребителей, но ещё порядка 300-500 млн по всему миру только русскоязычных. Если считать потом переводы, то вы накрываете миллиарды. Вот и сравните доходы и восприятие этой самой культуры. Любой украинский творец до тех пор, пока он только украинский, является мелким провинциальным творцом. Пусть он будет как угодно гениален, о нем просто не узнают. Его гениальность не будет никому нужна. Как только он вырывается на рынок российский, он становится фактором мировой культуры. И о нём знает весь мир. Точно так же, если бы Пушкин писал свои стихи в Эфиопии, он нём сейчас не знали бы даже в Эфиопии. Если бы Лермонтов был шотландским поэтом, о нём сейчас не знали бы даже в Шотландии. И, кстати, Барклай-де-Толли тоже был не шотландским, а русским полководцем. Вот простая проблема, и это, собственно, постоянно нервирует и украинских политиков, и деятелей украинской культуры. Потому что они понимают неравновесность, неконкурентоспособность свою. Поэтому они пытаются хотя бы свой маленький рынок закрыть и быть первыми в деревне.

С моей точки зрения, «Евровидение» – это вообще не фактор культуры».

Популярный интернет





comments powered by HyperComments
Популярное Видео