Институт развития интернета (ИРИ) совместно с представителями Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» подготовили список школьных предметов, которые помогут детям в развитии «компетенций будущего» и формировании сопутствующих навыков, говорится в сообщении ИРИ.

Подготовка списка стала первым этапом визионерского исследования ИРИ «Российская школа 2030», отмечается в сообщении. Список включает 9 «уроков будущего»: робототехника, программирование/кодирование, киберспорт, VR-архитектура и web-дизайн, квантовые технологии, основы цифровой грамотности, архитектура искусственного интеллекта, анализ и работа с большими данными, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

«Подготовленный перечень иллюстрирует важность развития цифровых компетенций, потребность в получении системных IT-навыков. При этом ребятам вовсе не обязательно в будущем становиться html-разработчиками или аналитиками больших данных. Приобретенные на таких уроках знания помогут школьникам состояться не просто в интеллект-индустрии, но и в любой области», — поясняется в сообщении.

ИРИ отмечает, что все вошедшие в список дисциплины нацелены на развитие индивидуальных способностей учеников (мышления, памяти, логики, внимания), расширение проектной деятельности, усиление коммуникаций, обучение цифровому этикету.

Так, к примеру, как указывает ИРИ, киберспорт развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти; расширяет цифровой кругозор и общую компьютерную грамотность, поднимает и прокачивает навыки программирования. Робототехника развивает пространственное мышление и логику, воображение, креатив и эвристику, командные навыки и инженерное творчество; закладывает основы экспериментальной деятельности; углубляет знания по ряду предметов, дополняет знания по устройству компьютера и о программном обеспечении.

Эксперты считают, что ТРИЗ или основы компьютерной грамотности позволят избежать попадания в квалификационную яму, в которой уже сегодня находятся 1,3 миллиарда работников по всему миру и 34 миллиона граждан в России. «В целом, такие занятия грамотно скоординируют не только представления о виртуальном мире, но и всегда пригодятся на практике», — отмечает ИРИ.

«Сегодня мы являемся свидетелями коренных изменений в обществе: почти не осталось тех сфер, которые бы не затронула цифровая трансформация. Чем быстрее происходит этот процесс, тем отчетливее встает острая необходимость в профессиональных кадрах. По прогнозам экспертов, в течение ближайших 10 лет России понадобится 2 миллиона только IT-специалистов. Именно поэтому в программе нацпроекта «Образование» огромное внимание уделяется формированию и развитию современной цифровой образовательной среды, которая поможет создать условия для развития людей, поле возможностей, в котором талантам будет где развернуться. Форсайт-исследование ИРИ помогает получить представление о том, какие компетенции необходимо развивать сейчас, чтобы быть успешным в цифровой экономике будущего», – приводятся в сообщении слова гендиректора ИРИ Сергея Петрова.

Источник: РИА Новости 

Что предложили изучать в школах будущего
Основы цифровой грамотности и этикета

включают в себя: кибербезопасность, навыки ориентации в информационном поле, профилактику киберугроз. Учеников обучают критически воспринимать информацию, различать фейковые новости и проверять достоверность сведений, прививают навыки сетевого этикета и кибербезопасности. Курс развивает общие цифровые знания, служит профилактике киберсталкинга и киберугроз, включая кибербуллинг.

Робототехника

изучает комплекс наук, состоящий из алгоритмики, механики, основ электроники и микропроцессорных систем. Развивает пространственное мышление и логику, воображение, креатив и эвристику, командные навыки и инженерное творчество. Курс пригодится будущим инженерам и программистам, ИТ-специалистам по любому профилю, связанному с автоматизацией производства.

VR-архитектура и веб-дизайн

формируют новое представление о социально-культурной среде, урбанизации, строительстве, прикладном инжиниринге. Предлагает инструментарий для развития эвристики, креатива и воображения, логики и пространственно-образного мышления, улучшает навыки проектирования и моделирования. Пригодится будущим ИТ-дизайнерам, web-конструкторам, ИТ-разработчикам, киберспортсменам, проектировщикам, архитекторам, инженерам.

Архитектура искусственного интеллекта

касается машинного обучения и анализа. Развивает комплексные ИТ-навыки, требует углубленного изучения прикладной математики, алгоритмики, даталогии, аналитики данных, матричных систем. Курс нацелен на усиление когнитивного мышления и цифровой культуры, развитие внимания, реакции, зрительной и долгосрочной памяти. Пригодится будущим программистам, ИТ-инженерам, аналитикам больших данных, персональным тренерам ИИ, специалистам по нейросетям.

Анализ и работа с большими данными

дают общие знания по математике, информатике, учат основам программирования, углубляют понимание алгоритмики, ИТ-безопасности, юриспруденции и интернет-права, знакомят с аналитикой данных. Развивают логику, внимание, концентрацию, реакцию и все виды памяти. Пригодятся в качестве фундамента для будущего обучения на инженера, аналитика данных, архитектора ИИ, программиста, сотрудника сектора ИТ-безопасности, юриста с ИТ-квалификацией.

Киберспорт

развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти; расширяет цифровой кругозор и общую компьютерную грамотность, улучшает владение аппаратным ИТ-комплексом, поднимает, развивает навыки программирования. Часть профессиональных игр тесно связана с математикой, информатикой, эвристикой, военно-патриотической культурой, ряд игр дает опыт прикладного программирования. Понадобится профессиональным киберспортсменам, гейм- и веб-дизайнерам, программистам, ИТ-специалистам, конструкторам, инженерам, менеджерам, маркетологам, авторам блогов о кибериндустрии, специалистам по пиару и рекламе киберспорта, управленцам сектора и будущим тренерам.

Ранее ИРИ предложил Минпросвещения ввести в качестве эксперимента в школах уроки по киберспорту. Министерство допустило включение факультативных занятий по киберспорту в учебный план по инициативе самих школ.

Программирование/кодирование

сопряжено с углублением и профильным освоением точных дисциплин, информатики, алгоритмики, философии цифровых систем. Развивает базовые ИТ-знания и умения, навыки в области визуальной культуры и дизайна, системного менеджмента и администрирования. Совершенствует логику, память и внимание, когнитивные способности, эрудицию, профессиональное творчество и инновации, креативность и персонализацию. Важно для специалистов цифровой индустрии, владельцев собственных сайтов, онлайн-предпринимателей.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

используется при решении сложных технических задач, учит справляться со сложными изобретательскими задачами, прогнозировать развитие технических систем. Способствует повышению эрудиции и развитию качеств творческой личности.

Квантовые технологии и вычисления

По мнению экспертов ИРИ, к 2040 году дети в российских школах смогут изучать квантовое программирование. Предмет включает знания по физике, квантовой механике, комплексу точных и цифровых наук. Развивает стремление к познанию и к созиданию, расширяет пространственное мышление, возможности памяти и интеллекта. Программы заинтересуют будущих квантовых криптографов, аналитиков данных, специалистов по электронике и гаджетам (инженеров, разработчиков ПО, программистов), ИТ-безопасников, медиков, специалистов по квантовой телепортации.

Сейчас читают

Архивы