Технологии меняют нашу жизнь, и мы движемся в направлении, в котором они ведут нас за собой. Эту статью хотел написать еще год назад после того, как в социальной сети на глаза попалась фотография ноутбука и двух телевизоров, используемых в белорусской бизнес-школе для обучения на расстоянии, с подписью автора: «Напоминает центр управления космическими полетами!».

Я – белорус, живу в Минске. Изучением инновационных методов обучения занимаюсь лет десять, пишу о них на своем сайте The Geeker, и знаю не понаслышке, насколько далеко образовательные технологии ушли вперед по сравнению с тем, что было изображено на фото. В нашей стране в последнее время много говорят о необходимости внесения изменений в образование, внедрении современных методов обучения, создании университета мирового уровня. Когда слышу разговоры об университете мирового уровня, вспоминаю, что из стен Колумбийского Университета в Нью-Йорке вышли 104 лауреата Нобелевской премии! Уверен, яйцеголовым в нашей стране не по силам основать оффлайн университет мирового уровня, тем более, в нынешнем политическом контексте, но внедрить передовые технологические решения в образование или создать самим, вполне по плечу: у нас же ИТ-страна как никак.

Чтобы не наступать на грабли и избежать ненужных ошибок при внедрении технологий, важно сперва понять, что мешает и почему онлайн-образование в мире не взлетает. Выделю три причины:

  • Отсутствие взаимодействия между людьми в ходе виртуального обучения. Студенты просматривают видеолекции без общения друг с другом, а общение ни в коем случае не должно быть односторонним, когда только слушаешь «говорящую голову».
  • Наиболее важные навыки по данным Всемирного экономического форума в Давосе, как problem solving, критическое мышление, креативность и т.п., которые необходимы людям и потребуются через пару лет, при нынешнем уровне развития технологий сложно приобрести онлайн, а можно только через практику, общение, размышления, опыт.
  • Отсутствие процесса отбора кандидатов, люди не доводят до конца обучение. По данным Гарвардской школы бизнеса completion rate большинства онлайн-курсов в мире составляет всего 10 %.

Западные университеты Гарвард, Стэнфорд, MIT, Оксфорд учитывают эти особенности при построении и внедрении технологических решений в онлайн-образовании. На что следует обратить внимание?

«В улье пчелы трудятся, чтобы появился мед. В оксфордском HIVE работают над тем, чтобы появились знания»

В оксфордской бизнес-школе Saïd Business School осенью 2017 г. открыли виртуальную аудиторию HIVE (Oxford Hub for International Virtual Education, Оксфордский Хаб Международного Виртуального Образования). HIVE – физическое пространство в виде учебной аудитории c видео-стеной из экранов высокого разрешения в форме буквы U. Технологию Room of the Future создала и установила компания SyncRTC из Мадрида. В HIVE преподаватель взаимодействует с 84 участниками, которые получают доступ к системе через программное обеспечение mashme.io. Технология полностью интерактивная. Преподаватель может обращаться к студентам индивидуально, разделять на группы, проводить опросы в режиме реального времени, участники видят и слышат друг друга. «В улье (hive на английском языке — «улье») пчелы трудятся, чтобы появился мед. В оксфордском HIVE работают над тем, чтобы появились знания», – отмечает декан бизнес-школы Peter Tufano.

Oxford HIVEMark Bramwell, Twitter

Возможности HIVE:

  • Искусственный интеллект, симуляции, анализ больших данных, роботы испанской компаний Casual Robots, система распознавания эмоций на лицах, 4D проекции, звуковая система.
  • Проигрывание видео в формате 360 градусов, дополненная и виртуальная реальность, 2D и 3D симуляции, визуализация big data.
  • Создание 2D или 3D голограммы преподавателя в полный рост.
  • Интерактивные карты, виртуальные доски для записей.
  • Камера, отслеживающая движения выступающего.
  • Мониторинг уровня внимания и вовлеченности в учебный процесс.
  • Анализ данных после каждой сессии, анализ эмоциональных ответов студентов, времени, потраченного на изучение материала, эффективность выступлений.
Oxford HIVE Сайт https://www.mashme.io

Кейсовый метод – единственный эффективный способ обучения онлайн

В Гарвардской школе бизнеса обучение студентов осуществляется через онлайн-платформу Harvard Business School Online. В настоящее время 40.000 студентов из 130 стран мира проходили курсы на онлайн-платформе. Вдвойне приятно, что на онлайн-карте платформы присутствует Республика Беларусь.

Отличия онлайн-платформы от других форм онлайн-образования, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов MOOC:

1) процесс отбора кандидатов.

2) курсы платные.

3) человек, зарегистрировавшийся на курс, обязуется закончить обучение.

Аудитории в форме латинской буквы U и кейсовый метод обучения – ДНК бизнес-школы. Фундаментальной задачей при создании платформы было внедрить в процесс онлайн-обучения кейсовый метод. «Кейсовый метод обучения на сто лет опередил время, поскольку онлайн-обучение – сторителлинг, а кейсовый метод обучает бизнес-концепциям как раз при помощи сторителлинга, когда оказываетесь на месте протагониста», – утверждают в бизнес-школе. В бизнес-школе убеждены, что это единственный эффективный способ обучения онлайн в настоящее время.

Live в Гарвардской школе бизнеса Скриншот видеоролика канала HBS Online на youtube

При создании онлайн-курсов используют «правило 3-х минут». Это значит, на платформе нужно что-то делать каждые 3 минуты, видеоролик длится не более 3 минут, текст такой длины, чтобы можно было прочитать за 3 минуты и т.п.

Ноу-хау онлайн-платформы – онлайн учебная аудитория Live. Возможно, так будет выглядеть большинство учебных аудиторий будущего. Лица студентов, которые сидят за компьютерами вдалеке от кампуса-бизнес-школы, проецируются на изогнутом видеоэкране в три ряда в форме латинской буквы U перед профессором. Цель Live – воспроизвести «интимность» и энергию используемого в бизнес-школе кейсового метода обучения в цифровом пространстве.

Технические характеристики Live:

  • Вместимость – 60 «цифровых» студентов + до 1000 наблюдателей.
  • Разрешение видеостены – 6.2 млн. пикселей.
  • Размер видеостены – 4.5 метров в высоту, 8 метров в ширину.
  • Бегущая строка внизу видеоэкрана с комментариями студентов, фотографиями, именами, по аналогии с новостным тикером в Times Square в Нью-Йорке.
  • Цифровая доска за спиной профессора для ведения записей.
  • 5 стационарных камер для съемки.

Аудитория Live спроецирована таким образом, чтобы воссоздать магический образ кейсового метода обучения. Cold Call (когда профессор в самом начале занятия на кампусе вызывает отвечать одного и студентов на выбор) в такой цифровой аудитории возможен и применяется, а Sky Deck (так традиционно называют верхний пятый ряд парт в оффлайн-аудитории Гарвардской школы бизнеса) и Pit diving (после окончания занятия студенты устремляются вниз аудитории, чтобы продолжить дискуссию с профессором) не возможны.

Кроме профессора бизнес-школы, который ведет онлайн-сессию, для функционирования аудитории будущего нужно четверо технических сотрудников, например, человек с камерой на плече, передвигающийся по аудитории и снимающий происходящее. Это важно, поскольку статичная камера убивает энергию в аудитории и не показывает харизму профессора. В бизнес-школе решили не приглушать звук участников онлайн-класса, когда говорит выступающий. Иначе не ощущалась бы живая атмосфера вокруг, что важно. Если шутят – нужно слышать смех вокруг. Если в аудитории говорят умную вещь – важно слышать одобрение.

В качестве технологического оператора Гарвардская школа бизнеса выбрала компанию McCann Systems из Нью-Джерси, которая для реализации задуманного применила технологии Cisco для видео, BSS для аудио и X2O Media Software для программного обеспечения. Дизайном онлайн учебной аудитории занималась архитектурная компания Shepley Bulfinch.

Наполовину экзекьютив-образование, наполовину компьютерная игра

Стэнфордская высшая школа бизнеса проводит онлайн-обучение через виртуальную образовательную платформу VirBELA. VirBELA предлагает образовательные брендированные 3D-кампусы для организаций и размещение на частном сервере. Можно выбрать предложенный кампус или заказать создание собственного кампуса. VirBELA – третья онлайн-платформа после TERF и Avaya Live Engage, которую используют в Стэнфордской высшей школе бизнеса для онлайн-обучения студентов.

VirBELA Сайт www.gsb.stanford.edu

Виртуальный кампус бизнес-школы на движке Unity начал функционировать осенью 2017 г. Это не точная копия физического кампуса, напоминает его весьма отдаленно, но такие элементы архитектуры, как башня Hoover, стена наречий, стена перемен, пальмы присутствуют. Студенты создают 3D аватаров, внешне очень похожих на них самих, могут танцевать, хлопать в ладоши, перемещаться по кампусу, общаться, слушать лекции. В виртуальном кампусе есть все необходимое для учебы: места для встреч, доски для записей, аудитории.

48 % кампусов учебных заведений в мире рассматривают переход на другую LMS

Еще одно образовательное решение – система управления обучением (LMS, learning management system) Canvas компании Instructure, на которую Стэнфордский Университет и Стэнфордская высшая школа бизнеса перешли в конце 2017 г. Canvas могут свободно использовать образовательные учреждения, в том числе, в Республике Беларусь, для управления учебной деятельностью, разработки и распространения онлайн-материалов.

48 % кампусов учебных заведений в мире рассматривают переход на другую LMS. Canvas – это гибкая, безопасная, масштабируемая, адаптируемая под потребности пользователей система, которую используют для организации учебных курсов при помощи контентных модулей, стимулирования активного обучения, критического мышления.

Canvas Сайт  gocanvas.stanford.edu

Возможности Canvas:

  • Создание контента
  • Комментарии
  • Видео-конференции
  • Выполнение групповых проектов
  • Запись видео/аудио через вебкамеру

Canvas используют 3000 университетов, образовательных учреждений и миллионы людей в мире, в том числе, Йель, Беркли, топовые бизнес-школы Гарвардская школа бизнеса, Columbia Business School, Chicago Booth.

Порой забываешь, где ты находишься: в реальном мире или в виртуальном пространстве

Представьте себе 4D виртуальное тактильное пространство, новейшие технологии в обработке стереозвука, лазерную виртуальную указку. Это не сюжет из голливудского блокбастера — так обучают студентов в бизнес-школе MIT Sloan Массачусетского технологического института. Речь идет о виртуальном пространстве AvayaLive Engage. Когда читаешь мануалы о системе, начинаешь забывать, где ты находишься: в реальном мире или в виртуальном пространстве.

AvayaLive Engage MIT

Виртуальная аудитория MIT Sloan в AvayaLive Engage включает пространство, где студенты слушают лекции, подходят к другим участникам и общаются с ними, а также специальные мини-зоны для проведения групповых дискуссий и выполнения заданий. В AvayaLive Engage студенты взаимодействуют с преподавателями и одноклассниками посредством персонализированных аватаров. Можно выбрать и настроить собственный аватар, например, используя такие параметры, как рост, вес, цвет кожи, глаз, стиль прически, одежда. Аватары выражают 5-6 эмоций и движений, например, хлопанье в ладоши, восхищение, энтузиазм, поднятие руки, кивок головой. Таким образом, при помощи жестов и сложных движений добавляется реализм в виртуальный мир.

В AvayaLive Engage есть 15 шаблонов, как будет выглядеть виртуальная аудитория, можно добавить дополнительные аудитории, логотип бренда. 4D пространство в AvayaLive Engage – 3D виртуальное пространство, но с объемным стереозвуком, индикатором качества голоса в режиме реального времени, подавлением эха. Исследования показывают, то, как информация доходит до человека на слух, важно для ощущения присутствия в виртуальной среде. Например, когда в AvayaLive Engage студенты передвигаются по аудитории, голоса других участников становятся громче или тише в зависимости от дальности. Это позволяет проводить групповые дискуссии в виртуальной аудитории. Если аватар поворачивает голову – происходит адаптация к источнику звука. Аватар, который рядом, разговаривает громче, чем другие аватары в виртуальной аудитории.

Футуристическое окно в мир

Испанская бизнес-школа IE осенью 2016 г. запустила на кампусе аудиторию будущего WOW Room (Window on the World, Окно в Мир), которая использует в ходе интерактивных сессий искусственный интеллект, симуляции, big data, роботов, систему распознавания эмоций, голограммы. WOW Room представляет собой видеостену размером в 24 кв. метра из 48 экранов в форме буквы «U», использует компьютеры последнего поколения, облачные технологии, платформу видеосвязи SyncRTC.

WOW Room Сайт vimeo.com

Подводя итоги, хочу сказать следующее. Представьте себе, что вы – дайвер, плывете под водой в темноте, кто-то подплывает к вам и предлагает газовый баллон, фонарик и карту морского дна. Вы освещаете себе путь, можете подумать об окружающем мире, понять, где находитесь, и сделать выбор. Возможно, статья послужит таким путеводителем-фонариком и поможет понять, что делать и куда двигаться дальше в процессе внедрения передовых технологий в систему образования Республики Беларусь, России, Украины и других стран. Всем хорошего дня.

Примечание. Фотографии к данной статье размещаются на основе концепции добросовестного использования (англ. fair use) в авторском праве в информационных, научных, учебных целях для развития и распространения знаний.

Сейчас читают

Архивы